Содержание
Моделирование – это изменение базовой выкройки, создание современных модельных характеристик на ваш вкус. В статье вы познакомитесь с основными приемами моделирования платья на основе базовой выкройки.
Есть несколько видов модификации:
- форма изделия не меняется;
- замена силуэта с сохранением объемов;
- объемная форма не сохраняется;
- изменения покроя в области рукавов;
- гибридные конструкции, создание эксклюзивных моделей.
Знание принципов и приемов используемых при моделировании, позволит самостоятельно разрабатывать модные фасоны платьев. Суть заключается в том, что в исходный чертеж основы вносят изменения. Новое лекало разрезают на элементы, и переснимают.
Перевод вытачек лифа
Базовый чертеж платья обычно строят с вытачкой расположенной на плечевом срезе. Есть несколько вариантов ее расположения. На рисунке прямыми синего цвета указано, куда можно перенести эту деталь. Рассмотрим более подробно каждый из вариантов. Техника проста и даже начинающий портной может выполнить эту операцию. Смыкаем края исходной вытачки. Раствор переходит на новое место.
Перевод вытачек и рельефа в область горловины
Если у вас нет базового чертежа, надо его построить. После этого перенесите основу на плотный лист бумаги и аккуратно вырежьте.
Из основания вытачки (на рисунке обозначена, как (.) а), проводим линию к области горловины. Вы сами можете определить в каком месте будет сделан этот разрез или следовать требованиям нужной модели.
Разрезаем вытачку по красной черте. Соединяем края прежней, и закрепляем их фиксирующей лентой. Удобно пользоваться скотчем. Таким образом вы создали новую версию лифа.
Читайте еще: Что такое выкройка-основа и как построить ее для платья
По аналогии действуем при переносе рельефа. Отличие состоит в том, что чертеж состоит из двух частей. Центральная обозначена как 1, а боковая – 2. Рельеф центральной части, в месте соединения с боковой, образует угол. Его надо скруглить. Чтобы сделать плавный переход, воспользуйтесь лекалом. Все остальные действия подобны тем, как при переносе вытачки в область горловины.
Переводим вытачку в складки горловины
Копируем лекало основы. Из основания вытачки (.) а, чертим прямую, проходящую ниже проймы. Делаем прорези и соединяем скотчем боковые части нагрудной вытачки.
Приступаем к формированию будущих складочек в области горловины. Здесь надо учесть следующее: если вы хотите сделать три складки, то проведите четыре отрезка от (.) а до горловины. Если модель предусматривает две, то прямых должно быть три. Как вы уже заметили, количество проведенных прямых должно быть на одну больше, чем планируется сделать складок.
Выполняем на чертеже разрезы и закрываем тот, что находится сбоку. Делайте величину растворов примерно одного размера.
Получили новую модификацию лифа. Переносим ее на чистый лист плотной бумаги. Формируем складки и закалываем их булавками.
Корректируем профиль выката, убираем все лишнее. В идеале кривая горловины соответствует по длине и форме той, что представлена в основе.
Переводим вытачку в сборку горловины
Возвращаемся к базовой схеме. Переснимаем чертеж на новый лист. Из (.) а проводим несколько прямых в сторону горловины. На языке портных – «делаем выкат». На рисунке выполнено пять отрезков выката. По намеченным прямым разрезаем основу. Выточку, идущая от плеча к груди, необходимо закрыть. На разрезах выката раздвигаем основу на одинаковые промежутки. Создаем копию получившегося чертежа. Протяженность сборки будет соответствовать ширине нагрудной вытачки.
Переводим вытачку в пройму
Снова копируем основную схему на свежий лист и приступаем к созданию изменений. Из центральной точки лифа «а» наносим на основу прямую, соединяющую ее с проймой. Точка на границе втачивания рукава находится в том месте, которое установлено моделью платья или вашей фантазией. Вытачку на плече закрываем после разрезания по прямой от проймы до (.) а. Открывается новая вытачка.
Ее надо сделать немного короче. Тогда на лифе не будет заметно острых углов. Это выполняется следующим образом: на чертеже ставим (.) в и соединяем с ней границы разреза от проймы. На готовом изделии надо тщательно разутюжить это место, и шов будет практически незаметен. Смотри рисунок ниже:
Перевод рельефа в пройму
Сначала разберемся с базовой версией лифа, когда рельеф уходит в сторону плеча. В этом случае у нас есть пара деталей. Одна считается центральной, та, что справа. Другая – боковая, расположена слева.
Приступаем к моделированию рельефа, который выходит из проймы. Рисовать линию лучше с помощью лекала. Это позволяет провести красивую плавную границу. Она пролегает от точки «а» к пройме. Выполнив эту операцию, сделайте разрез и закройте вытачку направленную к плечу. Все действия представлены на чертеже ниже:
Получился лиф в котором рельеф находится сбоку. Перенесите новую конструкцию на свежий лист бумаги. Лекало готово:
Перевод вытачки в боковой шов
Возвращаемся к базовой схеме. От центральной (.) «а» выходим на боковой шов. Вы сами можете решить на какой высоте бокового шва будет находиться эта деталь. Если это оговорено в конкретной модели, точно следуйте указаниям. Отклонение от требований может изменить фасон платья и вы получите совсем не то что ожидали.
Дальнейшие действия аналогичны предыдущим переводам. Это разрез, закрытие прежней вытачки, закрепление скотчем, открытие нового элемента в боковом шве. Последовательность действий указана на схеме ниже:
Перевод вытачки в центральный шов
По тем же правилам переносим деталь в центральный шов. Высота на ваше усмотрение или согласно модели. Разрезаем, закрываем верхнюю вытачку, открываем на центральной оси. Закончив манипуляции, переносим схему на свежий лист бумаги.
Перенос вытачки в зону кокетки
На очередной копии базового лекала строим отрезок «вс». Точка «b» соответствует нижнему уровню горловины. (.) «с» находится на уровне определяющем высоту кокетки. Обе вытачки лифа совмещаем отрезком «ab». Надрезаем интервал от точки «d» до (.) «а» Разрез от плеча к груди закрываем и фиксируем.
От (.) «с» продлеваем прямую до пересечения с линией проймы и отрезаем часть кокетки по этой границе.
Нижнюю часть разреза идущего от плеча открываем. При этом разрез от талии восстанавливает свои размеры. Чертеж готов.
Читайте еще: Основы кройки и шитья
Если на месте раздела предполагается рельеф, оформите его плавно, используя лекало.
Французская вытачка
Чтобы узнать, что такое французская вытачка, посмотрите видео:
Моделирование кокеток
Это еще один способ разработки одежды на основе базовой схемы.
Разновидностей кокеток много, но все они базируются на четырех видах. Она может быть в виде фигуры или угла. Есть также прямая и овальная формы кокетки.
Моделируем прямую кокетку
На основном чертеже кокетки отмечаем точки и проводим линии, как представлено на чертеже ниже:
Отрезок «аб» – место разреза. Совмещаем и фиксируем края верхнего разреза. Линия кокетки проходит выше, параллельно талии. Отрезаем получившуюся деталь. Нижнюю часть верхней вытачки можно раскрыть, если это требует модель, или оставить закрытой и делать далее выкройку на ваше усмотрение. Второй вариант предполагает открытие вытачки на талии.
Ниже показана последовательность действий при разработке прямой кокетки со стороны спинки. По высоте кокетка проходит немного ниже плечевой вытачки.
Моделируем овальную кокетку
Как и в предыдущем случае на базовое лекало наносим разметку. Закрываем верхний разрез, наносим границы кокетки.
Выполняем разрезы, как представлено ниже на чертеже:
Моделируем рукава
Рукав «Фонарик»
Присборить «фонарик» можно тремя способами. Первый из них – по нижнему краю рукава и по окату в одной модели.
Для этого на схеме намечаем длину фонарика и отрезаем. Находим вершину оката и строим перпендикуляр к нижней границе. Делаем надрез выкройки в этом месте.
Раздвигаем выкройку в стороны от разреза. Величина расстояния между частями лекала зависит от количества сборок. Чем пышнее нужен фонарик, тем дальше отводятся детали друг от друга.
Формируем линию оката. Она проходит чуть выше прежней линии примерно на пару сантиметров. Подъем в самой высокой точке оката. Делаем насечки по линии притачивания оката и внизу выкройки. Это линии сборки. Можно сделать по этим границам мелкие складочки.
Делаем сборки на «фонарике» только по окату. Подготавливает новое лекало базового чертежа. Отмечаем желаемую длину «фонарика».
Отступаем от нижнего уровня рукава 3-5 см. Это зависит от модели. Проводим прямую на которую опускаем перпендикулярную линию из самой высокой точки оката. Наносим разрезы по красным отрезкам и раздвигаем лекало. Делаем окончательную обводку чертежа. Обратите внимание на нижнюю линию рукава. Она должна быть под углом в девяносто градусов к линиям боковых срезов. Переносим чертеж на чистый лист.
Подошли к третьему варианту, когда сборки будут только по низу рукава. На базовой выкройке соединяем крайние точки оката. Находим середину и проводим перпендикуляр до пересечения с нижней границей. Делаем прорези по красным линиям, как представлено на схеме. Контур готов. Обведите его линией, плавно соединяющей нижние углы рукава.
Рукав «крылышко»
За основу берем чертеж прямого рукава с одним швом. Откладываем длину и копируем чертеж на новый лист бумаги. Строим перпендикуляр, соединяющий самую высокую точку на окате и нижнюю границу.
Делаем разбивку низа на равные отрезки. Проводим линии до пересечения с окатом. Разрезаем основу по границам красного цвета, оставляя буквально пару миллиметров до контура, где начинается окат.
Чем больше выполнено разрезов, тем длиннее нижняя часть основы выкройки. Раздвигаем выкройку по разрезам и обводим контур рукава «крылышко».
Рукав для рубашки
Делаем копию основы.
Находим самую высокую точку оката и проводим перпендикуляр до пересечения с нижней границей. Делаем разрез по красной черте и раздвигаем чертеж. Угол задан моделью рубашки или вы сами определяете степень ширины рукава. В процессе расхождения линий, верх оката слегка опускается. Это надо учесть при обводе контура лекала. Проведите плавную черту чуть выше, как представлено на рисунке. По низу рукава тоже должна быть округлая граница.
Начните смотреть серию уроков по моделированию:
Элемент моделирования – драпировка
Для тех, кто не знаком с этим методом создания платья на основе базовой выкройки, он кажется сложным для реализации. Это ошибочное мнение. Познакомьтесь с основными принципами создания элементов и сможете реализовать самые смелые модели платьев.
Есть два разных способа драпировки:
- все части платья свободно струятся непосредственно по телу;
- создается основное нижнее платье, а драпировка располагается поверх его. Этим способом модельеры создают поистине уникальные фасоны платьев.
Ошибочно полагать, что только благодаря струящимся тканям удается получить нормальный результат. Этот метод осуществим на всех видах тканей, но при условии, что мастер получил необходимые навыки. Если вы только начинаете осваивать драпировку платьев, начните с мягких, «послушных» тканей.
Читайте еще: Пэчворк и квилтинг: лоскутное шитье для начинающих
С точки зрения конструкции, есть несколько разновидностей метода:
- с креплением на плече. Фиксируется в двух местах: талия и плечо. Для крепления применяют специальный скрытый шов или дополнительную деталь, которую создают в процессе кроя;
- крепление у низа изделия и плеча. Подразумевается, что есть нижнее платье. Дамы с фигурой далекой от идеала, преображаются в наряде такого фасона;
- хитоны скроенные по косой нити. Нижнее платье – не обязательный элемент;
- сложная, под названием – качели;
- в области бокового шва. Принцип заключается в выкраивании деталей по длине больше, чем надо. Укорачивание делается по боковому шву. Для удобства используется эластичная тесьма. Во время нанесения строчки ее растягивают, а в стянутом состоянии получается горизонтальная сборка;
- по секторам изделия. Размер одной или нескольких деталей платья делается больше, чем надо. С помощью эластичных тесемок приводят размеры детали в соответствии с основой. Обычно тесьма пришивается на границе швов;
- с помощью узла, который соединяет два отреза ткани. Драпируются края непосредственно от узла;
- перекрестная: выполняется на основе платья. Ткань скрещивается. Драпировка каждого куска ткани происходит на своей стороне.
Создаем драпировку – пример
Что можно сказать об этой модели? Платье отрезное в области талии. Лиф в левой части собран эластичную тесьму. Складки низа в ассиметричном порядке.
Разберем, что надо было внести в базовую схему, чтобы получить эту модель:
- на развернутый вариант выкройки наносим очертания лифа;
- вычерчиваем линии по направлению сборок;
- делаем разрезы и раздвигаем;
- переносим на чистый лист;
- намечаем линию, где будет пришита эластичная тесьма;
- спинка лифа не моделируется;
- выполняем построения, которые обеспечат складки нужной формы;
- используем для этой цели пояс и боковой срез;
- намечаем точки и соединяем округлыми линиями как представлено на схемах;
- разрезаем и разводим детали с учетом выбранной глубины складок;
- аналогичные действия производим со стороны спины;
- лучше смотрится подол, если ткань справа будет цельная, без шва;
- верхние части выкройки подола сшиваются. Именно в это место вшивают молнию. На рисунке начало, где вшивается молния указано стрелками;
Посмотрите видео на эту тему:
В заключении надо сказать, что в одном изделии можно совмещать разные виды моделирования: перенос вытачек, моделирование кокетки и драпировка. По такому принципу работают известные модельеры, создавая платья для подиумов.